Главная Новости Всё выше: 5 трендов высотного строительства в мире

Всё выше: 5 трендов высотного строительства в мире

За сто лет своего существования небоскребы попеременно меняли свой вид от зданий, вызывающих замирание сердца, до безликой фоновой застройки. Сегодняшние небоскребы — это и достопримечательность, и авангард архитектурной мысли, и новый способ организации городской среды. Вместе с развитием сверхвысоких зданий у человечества появилась возможность решить многие проблемы, накопленные цивилизацией. Мы решили рассмотреть главные тренды в развитии высотной архитектуры и их влияние на жизнь людей и городов. 

Высотность

С изобретением лифта и прокатного стана здания двинулись вверх. Рост этажности — ответ на дефицит и дороговизну земли в наиболее притягательных городских локациях. А рост домов — непрекращающаяся тенденция, которая касалась не только небоскребов, но и вообще любых застроек. И сегодня количество небоскребов выше 200 м на планете достигает 1319. Технологии возведения сверхвысоких зданий, которые превышают отметку в 600 м, уже есть, но еще слишком сложны и дороги. И пока что самой высокой на планете по-прежнему является 828-метровая Burj Khalifa. Наиболее близко к тому, чтобы ее обогнать, подошла Jeddah Tower в Саудовской Аравии — Эдриан Смит спроектировал ее высотой более 1000 м. 

Jeddah Tower в Саудовской Аравии

Jeddah Tower в Саудовской Аравии.

Башня Burj Khalifa в Дубае

Башня Burj Khalifa в Дубае.

Вероятно, мегатоллы еще не скоро станут мейнстримом. Куда более популярный сейчас тип небоскребов — скиннискрайперы, или карандашные башни, тонкие небоскребы. Первым таким зданием стало Via 157 West на 57-й улице в центре Манхэттена, разработанное Бьярке Ингельсом. После него в Нью-Йорке выросло еще шесть “карандашных” башен, а за ними и башни в других странах. Так, в австралийском Мельбурне в 2022 году сдается 330-метровый небоскреб Magic, который возводится на треугольном участке размером с половину теннисного корта. Этот небоскреб — иллюстрация суперэффективного использования земли. Рост городов вверх — это способ остановить расползание агломераций и отступление природной среды. Компактная высотная городская застройка с сужением границ города — это ответ и на транспортный вопрос, отравляющий жизнь любого обитателя мегаполиса. С другой стороны, если плотно застроить все, даже самые малые городские участки, то где будут располагаться игровые площадки, места для прогулок и другие общественные пространства?

Небоскреб Magic в Мельбурне.

Город внутри зданий 

Всякая городская застройка — это выбор альтернатив использования земли: парк или здание, пешеходная зона или автомагистраль, школа или офис, поликлиника или банк? Проблема в том, что городу нужны все эти объекты и в рамках масштабного пространства. Парадоксально, но именно небоскребы, в отличие от обычных зданий, обладая достаточными площадями и конструктивными возможностями, помогают городу сократить потери и даже избежать их. 

Общественные пространства — атриумы, плазы и даже целые пешеходные улицы с собственным микроклиматом и качественными общественными пространствами — составляющая многих современных небоскребов, которые просто включили в себя эти элементы городской среды. И в мире уже есть примеры такого рода зданий: например, Leeza Soho Tower в Пекине по проекту Захи Хадид, который сдается уже в этом году. У башни высочайший в мире атриум, образованный двумя закрученными вокруг воздушного объема корпусами здания. В центре атриума — площадь с выходом из метрополитена, крупнейшее общественное пространство. 

Leeza Soho Tower в Пекине.

Многофункциональность

К 2017 году почти половина — 46 % из выборки в 100 высочайших небоскребов — представляют собой здания категории mixed-used. Подавляющее большинство небоскребов сравнительно недавно строили как офисы с единственной целью — рассадить как можно больше сотрудников в типовых open-space-офисах. 

Но такой подход стал причиной многих проблем: по ночам эти здания вымирали, а после и вовсе криминализировались. Это вызвало необходимость в создании дополнительного функционала, который позволил бы решить эту проблему, используя здания 24 часа в сутки. Идея оказалась успешна, и даже если не удавалось разместить общественные зоны внутри небоскреба, их располагали в непосредственной близости. Так, например, реконструкция территории бывшего выставочного комплекса Fiera Milano значительно преобразила облик столицы Ломбардии. Половину нового района City Life занимают зеленые зоны, все надземное — пешеходное. Предусмотрено значительное количество объектов питания, отдыха и развлечений. Архитектурный акцент района и ядро притяжения — три башни, построенные по проектам топовых архитекторов — Il Dritto Араты Исодзаки, Lo Storto, или Generali, по проекту Захи Хадид и Il Curvo Даниэля Либескинда. Все три башни — штаб-квартиры крупных компаний с ограничением доступа, но благодаря насыщенному функционалу общедоступных окружающих пространств жизнь в районе не останавливается.

Il Dritto в Ломбардии

Il Dritto в Ломбардии.

Однако опередить Милан сегодня может Санкт-Петербург. Здесь в ближайшее время будет достроен интересный проект: почти треть площадей в комплексе “Лахта Центр”, строящемся как штаб-квартира энергетической корпорации “Газпром”, будет отведена под общественные пространства. Обещают, что именно в этом и будет состоять уникальность проекта. Осуществляя масштабные вложения в развитие среды, компания создает новый по формату объект — открытый, многофункциональный, нацеленный на развитие людей и города, в котором она локализована. 

“Лахта Центр” в Санкт-Петербурге

“Лахта Центр” в Санкт-Петербурге.

Экологичность

Строительство любого небоскреба планируется сильно заранее, примерно за десятки лет. По этой причине архитекторы стараются использовать в них самые новые технологии, которые не устареют на момент сдачи здания. В первую очередь они, конечно, уделяют внимание инновациям, связанным с экологией и энергетикой. Почти все они направлены на минимизацию теплопотерь, максимальное использование естественного освещения, экономию электроэнергии и задействование альтернативных энергетических источников. Один из примеров такого подхода — в новом кампусе глобального интернет-ретейлера Amazon в Сиэтле. Проект NBBJ предусматривает комплексную застройку с тремя 37-этажными башнями, дополненными двумя средними строениями, конференц-центром и малоэтажными купольными сферами-оранжереями. Квартал объединен парками, пешеходными аркадами и велопарковками. 

Всё выше: 5 трендов высотного строительства в мире

Отопление зданий осуществляется водой из дата-центра, после чего она возвращается для охлаждения серверов компании. За 25 лет в такой системе отопления будет получено 80 млн кВт⋅ч тепловой энергии. Озеленение кампуса сконцентрировано в сферах, куда высажено 40 тысяч тропических деревьев. Еще одним вкладом в улучшение экологического состояния городов становится фасадное и террасное озеленение высотных сооружений, образующих вертикальный городской ландшафт. Самый крупный вертикальный сад представлен в башнях Bosco Verticale (проект Boeri Studio), благодаря которым в Милане появилось около 900 новых деревьев, 5 тысяч кустарников и 11 тысяч травяных дорожек. 

Всё выше: 5 трендов высотного строительства в мире

Индивидуальность

Шаблонность большинства высоток периода пикового роста городов сменилась другим трендом: началась эпоха суперзданий. Лучшие небоскребы мир знает в лицо и по именам, фото с ними служит надежным туристическим идентификатором. Архитекторы прикладывают много усилий, продумывая проекты выделяющихся и выдающихся зданий. Zaha Hadid Architects возводит в Макао Morpheus Hotel — небоскреб свободной формы с экзоскелетом (внешним несущим каркасом).

Morpheus Hotel в Макао.

В Шанхае в нынешнем году стартует возведение The Power Long — изюминкой башни будут посадочные площадки для летающих автомобилей. Полетят ли автомобили — доподлинно неизвестно, но выделиться архитекторам из бюро RA + D вполне удалось. Но интересная идея — это далеко не все. Учет городского контекста и культуры при создании уникальных концепций становится отдельным вызовом для архитектора. Если Ричарду Роджерсу было достаточно наклонить стену Leadenhall Building, чтобы та не закрывала вид на собор Святого Павла, а Хельмуту Яну — сохранить исторический Центр Джеймса Томпсона в виде пристройки к своему супертоллу, то Тони Кеттлу с проектом “Лахта Центра” пришлось искать идею, полностью соответствующую архитектурному историческому контексту города на Неве, и при этом устремленную в будущее: “Течение воды, сверкающие шпили Петропавловского собора, размеры небосвода над панорамой города. Моя идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что было бы таким же легким и элегантным, как и исторические формы, и отражало изменения дневного света так же, как золотые купола и шпили. Насыщенный исторический контекст центральной части города, застроенной преимущественно низкоэтажными зданиями, редко делает исключения: только особенные здания дополняют горизонтальную панораму города”, — поясняет архитектор. 

Leadenhall Building в Лондоне.

Высотность — не случайный мировой тренд. Строительство уникальных высотных проектов становится доминирующей тенденцией, потому что того требует наше время. Небоскребы — это точечные эффективные решения, направленные на переосмысление, развитие и формирование современной городской среды в соответствии с требованиями нового века.