Выставка к 130-летию Анны Ахматовой
11 июня 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. Русский музей отмечает юбилей великой поэтессы большой программой, в которой есть и вечер ее стихов в исполнении Светланы Крючковой, и выставка ее прижизненных портретов в Садовом павильоне Михайловского дворца.
К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922.
Самый ранний был написан Натаном Альтманом, который познакомился с ней в Париже в 1911 году, а три года спустя встретил ее в Петербурге и попросил позировать ему. Это было время взлета ее славы: вышли две первые книги — “Вечер” и “Четки”, которые молодежь выучила наизусть. Ахматова слыла законодательницей мод, ей подражали. В этом же году она рассталась со своим первым мужем Николаем Гумилевым, и в портрете, видимо, было что-то предвещающее будущее. Сама Ахматова его не любила, но написала, что с каждым днем все больше приближается к нему.
Н. И. Альтман. Портрет А. Ахматовой. 1914.
Портрет, созданный Кузьмой Петровым-Водкиным спустя десять лет, — памятник другой эпохе. Пестрый мир петербургской богемы развеян войной и революцией: Николай Гумилев расстрелян, Александр Блок, которого Ахматова считала своим учителем, умер от голода, ее друзья покидают Россию. В этом же году она рассталась со своим вторым мужем, ученым-ассириологом Владимиром Шилейко. На портрете Петрова-Водкина ее тревожное лицо словно противостоит безжалостному ветру времени.
Н. А. Тырса. Портрет А. А. Ахматовой. 1928.
Следующие образы поэтессы связаны с именем Николая Пунина, искусствоведа и критика, видного деятеля русского авангарда, который стал третьим мужем Анны Ахматовой. В его художественном окружении было сделано несколько портретов Ахматовой. Это и виртуозные, эмоционально напряженные рисунки Николая Тырсы, и фарфоровая статуэтка сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом.